Большинство пациентов считает, что потеря зубов связанна с возникновением кариеса и его осложнений. Но это, отнюдь, не так! В последние годы самым распространенным заболеванием в стоматологии является поражение пародонта.

Пародонт

Пародонт – связочный аппарат, необходимый для удерживания зуба в кости. Он состоит из следующих тканей:

Согласно классификации болезней пародонта, утвержденной Всероссийским обществом стоматологов, выделяют:

Гингивит

Гингивит – воспаление десны, обусловленное неблагоприятным воздействием местных и общих факторов и, протекающее без нарушения зубодесневого соединения.

Формы гингивита:

Тяжесть гингивита:

Течение гингивита:

Пародонтит

Пародонтит – воспаление тканей пародонта, характеризующееся прогрессирующей деструкцией пародонта и кости альвеолярного отростка челюстей.

Разделяют 3 степени тяжести.

Если воспалительный процесс дошёл до 3 степени, то зубы невозможно сохранить!!!

Течение пародонтита:

По распространенности пародонтит может быть:

Признаки заболеваний пародонта:

Если у Вас имеется хоть один из этих пунктов – СРОЧНО обратитесь к стоматологу!

Пародонтоз

Пародонтоз – дистрофический процесс, распространяющийся на все структуры пародонта. Его отличительной чертой является отсутствие воспалительных явлений на десневом крае и пародонтологических карманов. Течение пародонтоза всегда хроническое.

По степени тяжести выделяют:

Распространенность при пародонтозе – генерализованная.

Лоскутная операция – пародонтологическая операция сущность, которой заключается в выкраивании и откидывании слизисто-надкостничного лоскута с последующей тщательной обработкой поверхностей корней зубов, костных карманов и внутренней части лоскута

Преимуществами этой операции являются полное удаление патологически изменённых тканей под полноценным визуальным контролем.

Этапы операции:

Кюретаж – это  удаление патологических тканей вокруг зуба (надденевого и поддесневого камня и грануляций) Различают закрытый и открытый кюретаж. Суть данных манипуляций заключается в чистке пародонтальных карманов с использованием специальных инструментов – кюрет.

При этом происходит удаление механическим способом патологических тканей, (с постоянным орошением операционного поля антисептическими жидкостями) являющихся раздражителями, поддерживающих воспаление.

Важно осознавать, что если не удалять патологические ткани, то процесс из-за наличия того самого раздражителя, будет усугубляться. В конечном итоге, это приведёт к потере зуба, который, кстати говоря, может быть абсолютно здоровым.

Шинирование зубов – это манипуляция, направленная на объединение подвижных зубов в единый блок, так называемую «шину». Шинирование чаще всего проводят в области резцов нижней челюсти, т.к. именно они страдают в больше степени при генерализованном процессе пародонтита или пародонтоза. Для этого на внутренней поверхности зубов, подвергающихся шинированию, клеится на композитный материал специальная проволока или ортодонтический ретейнер.

До постановки шины необходимо провести профессиональную гигиену полости рта - снять камни, налёт и тщательно заполировать поверхности зубов.

Пластика десны – это операции по коррекции изменения внешнего вида десневого края, в виде её чрезмерного разрастания, либо наоборот - рецессии (уменьшение объёма десны, сопровождающееся оголением корня зуба). Пластика десны чаще производится для достижения максимального эстетического эффекта. Например, в ортопедической стоматологии для увеличения клинической высоты коронки, при формировании идеальной улыбки. Также после лоскутной операций, имплантации, хирургического лечения гипертрофического гингивита и т.д.

Рецессии – уменьшение объёма десны, сопровождающееся оголением части корня. Рецессии могут быть локализованные или генерализованные.

Рецессии, возникающие из-за:

При рецессиях пациенты в основном жалуются на эстетический дефект и также на повышенную чувствительность зубов. Решить проблему рецессий возможно ортодонтическим путём (если причиной возникновения рецессий является ортодонтическая патология), либо хирургическим.

К хирургическим методам лечения рецессия относятся различные виды пластики:

1. Перемещение лоскута на ножке
  2. Перемещение свободного лоскута, при этом аутотрансплантат чаще всего берут с нёба.
  3. Перемещение десневого трапециевидного лоскута коронарно на область дефекта.

После хирургического воздействия наступает период заживления и уже меньше чем через месяц, пациент видит результат.

Пластика уздечки губ и языка

Уздечка – это соединительно – тканный тяж имеющийся на слизистой оболочке полости рта. Различают уздечки верхней и нижней губы и языка.

При неправильном развитии уздечек, развиваются различные функциональные нарушения.

- при короткой уздечке языка у детей наблюдается нарушение произношения отдельных звуков, к 15-18 годам, это может привести к оголению шеек зубов с оральной стороны.

«Как определить, что у ребёнка короткая уздечка?»  Существуют следующие признаки короткой уздечки языка:

- при короткой уздечке губы (чаще всего наблюдается на верхней губе) наблюдается щель между центральными зубами (диастема)

Признаки короткой уздечки губы:

С возрастом, короткая уздечка губы может привести к оголению шеек зубов.

Короткую уздечку языка, можно растягивать с помощью логопедических упражнений, но при выраженной патологии, необходима операция - френулотомия (рассечение уздечки).

Диастему можно исправить с помощью ортодонтических конструкций, однако, если не устранить причину, в виде короткой уздечки, со временем зубы вернутся в изначальное положение.

Наиболее эффективным методом лечения короткой уздечки губ и языка, является хирургическое иссечение. Иссечение короткой уздечки – достаточно простая операция, занимает немного времени и заживление проходит также в короткие сроки.

Пластика преддверия полости рта (вестибулопластика)

Вестибулопластика – это операция по углублению преддверия рта.

Преддверие рта - пред­ставляет собой щелевидное подковооб­разное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, а изну­три – деснами и рядами зубов

Если преддверие полости рта небольшое, то может наблюдаться оголение шеек зубов в области центральных  зубок нижней челюсти.

Суть вестибулопластики заключается в следующем:

После проведения вестибулопластики, преддверие полости рта значительно углубляется, натяжение со стороны слизистой оболочки исчезает, следовательно, питание тканей пародонта улучшается, что ведёт к восстановлению уровня десны.

Пародонтология

Над статьей работали

Кудзиева Тамара Валерьевна

Врач стоматолог-терапевт, пародонтолог

Профессиональный терапевт-пародонтолог. Имеет статус ITOP 1-й уровень (individually trained oral prophylaxis), разработанный профессором Шедельмаером - руководителем отделения профилактики Гамбургского Университета (Германия).

Прочитать полностью Записаться на прием