В каких случаях, зачем и как перелечивают каналы в зубе

Можно ли перелечить зуб с запломбированными каналами? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, какую структуру имеют каналы, как протекает эндодонтическая терапия, от чего зависит ее успех. Внутри каждого зуба расположены узкие и длинные полости. В них размещаются кровеносные сосуды, питающие ткани и нервные окончания, помогающие нам ощущать холодное и горячее. Когда в корневые камеры попадает инфекция, их необходимо очистить и запломбировать, чтобы купировать воспалительный процесс и сохранить функциональность зуба.
В каких случаях, зачем и как перелечивают каналы в зубе

Это один из самых сложных видов лечения в стоматологии. Поэтому пациенты, которые обращаются к нам с плохо пролеченными каналами — не редкость.

Это происходит из-за того, что анатомия камер очень сложна. От магистральных каналов идут ответвления тоньше человеческого волоса. Они сходятся и расходятся, могут изгибаться. Их строение невозможно предугадать без высокоточных методов визуализации.

Когда необходимо проводить перелечивание каналов зуба

Если в клинике нет современного томографа, а работа идет без микроскопа или бинокуляров, велика вероятность, что при первичной пломбировке какой-то участок не будет обработан. В этом случае высок риск, что инфекция приведет к развитию хронического воспаления. Оно способно затронуть верхушку корня, прилегающую кость и мягкие ткани. Чтобы устранить эти неприятные последствия, необходимо снова обратиться к доктору. После осмотра врач решит, можно ли перелечить каналы у конкретного пациента. Повторная процедура может требоваться, если на рентгене или томографии в корневой камере выявлено:

• воспаление под установленной пломбой;
  • негерметичное прилегание (несостоятельность) реставраций;
  • неплотное заполнение полости пломбировочным материалом;
  • пропуск мелких ответвлений (создание инфекционного «депо»);
  • фрагментарные обломки инструмента, которым проводилась обработка в предыдущий раз;
  • перфорация верхушки корня.

Все эти патологии служат показаниями к повторному вмешательству врача-эндодонтиста.

Симптомы, которые указывают, что необходимо перелечивание каналов

Отмечают несколько симптомов, которые указывают на необходимость перелечивания каналов зуба. Среди них:

• Ноющая боль.
  • Дискомфорт возле запломбированного зуба.
  • Острый болевой синдром при накусывании, надавливании, смыкании челюстей.
  • Припухлость десны в области проекции корня.
  • Изменение оттенка эмали.

Во врачебной практике нередки случаи, когда плохо пролеченные каналы зуба никак себя не проявляют. Пациент обращается с запросом на лечение другого рода, например, ортопедического. Перед процедурой проводят рентгенограмму и случайно выясняется, что идет патологический процесс.

Обязательно ли перепломбировать корни перед установкой коронки

В зависимости от данных, полученных на диагностике, решается вопрос о том, нужно ли перелечивать каналы при подготовке к протезированию. Если выявляют одну из патологий, перечисленных выше, повторная терапия у эндодонтиста обязательна. Иначе вся сумма, которую будут стоить коронки, окажется потраченной зря. При отсутствии очагов воспаления обычно не требуется вмешательство.

Исключение — если необходимо установить металлический внутриканальный штифт, чтобы повысить прочность ортопедической конструкции. В этом случае должно проводиться пломбирование.

Прием стоматолога

Как проводится перелечивание каналов

Перед началом эндодонтического лечения важно оценить строение зуба на компьютерной томограмме. Это позволит доктору увидеть расположение каналов, их количество, форму, особенности, определить причину воспаления. Пациенту данные диагностики наглядно покажут, зачем перелечивать каналы. Это делает взаимодействие с врачом открытым и прозрачным.

Важный момент, который определяет качество обработки пульпарных камер — верное измерение их глубины. С этой целью используется электронный апекслокатор. А все манипуляции проводятся под контролем рентгена. Для обработки применяются ручные инструменты и тонкий эндодонтический наконечник для машинного воздействия.

Этапы повторного эндодонтического лечения

Повторное эндодонтическое лечение осуществляется в несколько этапов. Перечислим их:

1. Коронковая часть вскрывается.
  2. Каналы освобождают от старого пломбировочного материала, штифтов.
  3. Их стенки очищаются специальным инструментом.
  4. Проводится повторная пломбировка.
  5. Реставрируется коронка.

При обширном инфицировании, чтобы купировать его развитие, врач иногда может оставить противовоспалительный препарат в корневой камере и пригласить пациента продолжить терапию через несколько дней.

Насколько процедура эффективна

Эндодонтическим лечением должен заниматься опытный врач. Каждый раз во время обработки пульпарные камеры расширяются, а ткань стачивается. Однажды такой зуб будет подлежать только удалению (экстракции). Предугадать заранее, сколько раз можно перелечивать каналы, невозможно. Каждый случай индивидуален, поэтому важно выбрать специалиста, который проведет терапию без ошибок.

Во многих случаях безнадежными считаются зубы, где инфекция проникла в верхушку корня, образовала гранулему или кисту. Но и здесь можно бороться! В Атрибьют Клиник к задаче подключают стоматолога-хирурга, который формирует доступ к корневым каналам со стороны костной ткани. Методами апикальной малотравматичной хирургии удается достичь нужного результата.

В ряде случаев врач вынужден оценивать, стоит ли перелечивать каналы зуба или целесообразнее проводить его удаление. Оно показано, когда:

• произошел продольный перелом корня зуба;
  • коронковая часть стала слишком тонкой;
  • каналы настолько извитые, что их невозможно качественно запломбировать даже под микроскопом.

В этом случае разумное решение — экстракция, подготовка костной ткани и проведение имплантации.

Возможные осложнения

У современной эндодонтии широкие возможности. Причина большинства осложненных случаев — недостаточный опыт доктора и плохое техническое оснащение его рабочего места. Из-за отсутствия современного оборудования специалист может не увидеть и не обработать один или несколько каналов, (что приводит к рецидивам), неплотно заполнить их пломбировочным материалом, отломить кончик инструмента или проткнуть верхушку корня (это чревато перфорацией гайморовой пазухи и воспалением надкостницы).

Как перелечивают каналы в зубе в клинике Atribeaute Clinique

Существует несколько особенностей в эндодонтическом подходе, который практикуется в нашей стоматологической клинике.

1. Для диагностики используется цифровой рентген (более точный, чем аналоговый) и 3D-томография.
  2. Лечением занимается врач-эндодонтист с узкой специализацией и навыками, которых нет у терапевта.
  3. Для увеличения рабочего поля используется микроскоп или бинокуляры. Они позволяют увидеть мельчайшие ходы и ответвления и не пропустить ни одного участка.
  4. Манипуляции проводятся под надежным местным обезболиванием или в медикаментозном сне. Пациент может не переживать по поводу того, больно ли перелечивать каналы зуба: все происходит без стресса и неприятных ощущений.
  5. Добиться однородного и полного заполнений корневой камеры позволяет метод пломбирования гуттаперчевыми конусами.

Повторное эндодонтическое лечение намного сложнее первичного. Процедура требует высокой квалификации доктора и современного технического оснащения клиники. Записаться на прием к врачу и узнать, можно ли перелечить каналы зуба в вашем случае, легко по телефону +7 (812) 294-94-09.

Статью подготовил
Опыт работы 12 лет
ТОП-доктор
Специалист по сложному лечению каналов