Заживление ран в полости рта

В современной стоматологической практике широко применяются различные виды хирургических вмешательств, от экстракции зубов до установки имплантатов. Скорость и качество регенерации (то есть заживления поврежденных тканей) после таких манипуляций зависят от техники хирурга и других внешних и внутренних факторов.
Заживление ран в полости рта

В современной стоматологической практике широко применяются различные виды хирургических вмешательств - от удаления зубов до установки имплантатов. Скорость и качество заживления после таких манипуляций зависят от техники хирурга и других внешних и внутренних факторов.

Необходимыми условиями для правильного заживления послеоперационных ран являются:

1. Выполнение первичного натяжения, когда края раны сводятся швом. Хирург, выполняющий операцию, может влиять на тип разреза, величину и способ формирования лоскута, способ ушивания краев раны и т.д.
  2. Достаточное кровоснабжение области, где была проведена операция. Если рана располагается в проекции поверхности зуба, где отсутствуют кровеносные сосуды, или имплантата, то процесс заживления может занять гораздо больше времени, поскольку ткани не получают достаточного питания.
  3. Чистота в операционной области. Патогенные микроорганизмы, находящиеся в полости рта, могут препятствовать процессу заживления, поэтому перед хирургическим вмешательством пациенту обязательно проводят профессиональную гигиену.
  4. Применение микрохирургических методов и оборудования. Работа с микроскопом, хорошие инструменты и шовный материал уменьшают травматические повреждения тканей во время операции, а в сочетании с правильно подобранным способом наложения швов обеспечивают ускоренное заживление раны.
  5. Местные факторы, влияющие на заживление

Среди местных факторов, которые могут оказать влияние на скорость и качество заживления, особое значение имеют следующие:

1.  Отсутствие воспаления в зоне операции (гингивита, пародонтита). Из-за патологических процессов десна теряет естественный коллаген и становится хрупкой, подверженной сильным кровотечениям. Объем кровотока и межклеточной жидкости в пораженных тканях увеличивается, что влияет и на ход самой операции, и на последующую реабилитацию. Поэтому перед проведением вмешательства производится лечение заболеваний пародонта.
  2. Отсутствие бактериальной пленки на поверхности корня. Она покрывает обнаженный корень даже при условиях гигиены ротовой полости, поэтому подлежит очистке перед закрытием рецессии десны. В противном случае биосовместимость мягких тканей и кости не будет достигнута, и произойдет формирование пародонтального кармана.

Факторы, зависящие от состояния здоровья пациента

На скорость регенеративных процессов в организме в целом и ротовой полости в частности влияют следующие условия:

1. Наличие хронических заболеваний. Системные заболевания, такие как сахарный диабет, ВИЧ и др., могут повлиять на темпы заживления из-за снижения общего и местного иммунитета.
  2. Прием иммуносупрессоров, цитостатиков или кортикостероидов.
  3. Курение. Никотин снижает кровоснабжение тканей ротовой полости и вызывает ослабление местного иммунитета, поэтому у курильщиков велик риск осложнений после стоматологических операций. Чтобы избежать риска, перед серьезными вмешательствами необходимо несколько месяцев воздерживаться от курения.
  4. Возраст пациента. У людей от 70 и старше способность к регенерации существенно ниже, чем у молодых.
  5. Генетические особенности, например, экспрессия факторов роста, участвующих в заживлении ран.

Точно предсказать сроки и качество заживления врачи в настоящий момент не могут, поскольку на этот процесс оказывает влияние множество условий. Однако применение технологичного оборудования, соблюдение протоколов лечения и профессионализм врачей могут свести к минимуму риск негативных последствий. Если пациент проявляет ответственное отношение к своему здоровью и выполняет все рекомендации специалиста по восстановлению, шансы на быстрое успешное заживление послеоперационных ран значительно повышаются.

Запишитесь на консультацию врача-стоматолога в Atribeaute Clinique по телефону +7 (812) 294-94-09.

Статью подготовил
Опыт работы 12 лет
Премия «Продокторов» в номинации «Пародонтолог» за 2021 г.
Эксперт в области костной и мягкотканной пластики
Доктор говорит по-английски