В продолжение статьи о хронических травмах зубов поговорим об острых травмах постоянных зубов.

Острая травма зуба возникает при значительном механическом воздействии, непосредственно на коронковую часть зуба, что ведет к тем или иным травматическим последствиям.

Чаще всего травмы постоянных зубов встречаются у спортсменов и детей. Следует отметить, что травмы зубов, в подавляющем большинстве случаев, происходят во фронтальном отделе зубов, в зоне центральных, реже латеральных резцов.

Итак, существует общая классификация острых травм зубов. А именно:

1. ушиб зуба;
  2. перелом коронки зуба;
  3. перелом корня зуба;
  4. вывих зуба.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных пунктов

Ушибом зуба называется состояние, при котором после механического воздействия на зуб, возникает закрытое повреждение, которое не сопровождается видимым нарушением целостности тканей зуба.

При ушибе наблюдаются следующие симптомы:

Рис. 1 – Ушиб зуба 1.1

В большинстве случаев, изменения в зубе после ушиба обратимые, и если не произошел отрыв сосудисто-нервного пучка, то со временем, все симптомы самопроизвольно исчезнут. Если же отрыв произошел, такой зуб требует эндодонтического лечения (лечения каналов). Отрыв сосудисто-нервного пучка сопровождается изменением цвета зуба и нарастающей болью при накусывании. Данные последствия можно устранить посредствам внутриканального отбеливания.

Перелом коронки. Это острая травма, которая сопровождается нарушением целостности твердых тканей зуба в коронковой части. Выделяют 2 вида перелома коронки:

1. неосложненный перелом
  2. осложненный перелом

Рис. 2 – Виды перелома коронок: a) перелом зуба; b) неосложненный перелом зуба; c) осложненный перелом зуба

Неосложненный - означает, что перелом произошел в пределах эмали или эмали и дентина, но при этом не произошло вскрытие пульповой камеры зуба. Говоря простыми словами, не произошло “вскрытие” нерва. В этом случае к жалобам, которые встречаются при ушибе, также присоединяется чувствительность от химических и термических раздражителей.

Осложненный перелом означает, что линия перелома прошла таким образом, что оголился сосудисто-нервный пучок – пульпа зуба, или же скол уходит глубоко под десну.

Жалобы при таком стечении обстоятельств, имеют более острый и болезненный характер. Тактика лечения будет зависеть от того, насколько скорое обращение было в стоматологическую клинику.

Если незначительное вскрытие пульпы и еще не произошло ее инфицирования, плюс молодой возраст пациента (что означает высокие регенераторные способности организма), лечение можно производить биологическим методом. Это означает, сохранение жизнеспособности пульпы зуба. В таком случае, используются специальные кальцийсодержащие, биоинертные материалы, позволяющие избежать обострения процесса.

Эндодонтическое лечение мы проводим сразу, если после перелома, пациент вовремя не обратился к врачу. И в пульпе имеются признаки острого, хронического пульпита, или даже периодонтита.

Если скол распространяется на корень (под десну), необходимо проведение хирургического удлинения клинической коронки, для сохранения зуба.

Восстановить коронковую твердую часть зуба можно несколькими способами:

1. Если обломок найден, и он не раскрошился, то современные адгезивные системы, позволяют произвести его же фиксацию на специальный цемент.
  2. Реставрация зуба композиционным материалом, прямым способом. В данном случае, мы часто задействуем техническую лабораторию, для изготовления воскового моделирования, чтобы более четко воссоздать изначальную форму зуба.
  3. При более обширных дефектах, когда перелом коронковой части значительный или даже полный, после эндодонтического лечения устанавливается стекловолоконный штифт. И данная клиническая ситуация, является 100% показанием для протезирования этого зуба, т.е. его покрытия коронкой.

Перелом корня зуба. Это травма сопровождается трещиной корня. Зачастую коронка может оставаться даже нетронутой.

Перелом корня может быть поперечный и продольный.

Рис. 3 – Поперечный и продольный перелом зуба

Жалобы пациент предъявляет на боль при накусывании, отёк слизистой вокруг травмированного зуба. При переломах корня зуба, речь идет о возможности сохранить данный зуб. Так, по статистике, зубы с поперечным переломом имеют гораздо больше шансов на сохранение, нежели зуб с продольным переломом, которые чаще всего приходится удалять. При поперечном переломе иногда случается, что без какого-либо вмешательства зуб продолжает функционировать и наличие данной патологии становится случайной находкой при плановом визите к стоматологу. Но это скорее исключение из правила.

Рис. 4 – Продольный перелом корня зуба на исследовании компьютерной томографии

Обычно такой зуб, с поперечным переломом, требует лечения каналов, и также постановку штифта, для лучшей фиксации обломков.

Вывих зуба. Посттравматическое, патологическое состояние, при котором наблюдается изменение положения зуба относительно альвеолы.

Вывихи бывают полные, неполные и вколоченные. В отличие от ушиба, вывих всегда сопровождается отрывом сосудисто-нервного пучка.

Полный вывих, означает выпадение зуба из лунки. Чаще всего наблюдается у пациентов в возрасте от 7 до 12 лет. Связано это с тем, что периодонтальная щель всё ещё широкая и фиксация зуба в лунке недостаточно сильная.

Первые, и самые важные, действия необходимо провести родителям. Зуб необходимо найти и поместить его в герметичную емкость с физиологическим раствором NaCl. Если физраствора NaCl нет под рукой, как альтернативу можно использовать молоко. После чего нужно максимально быстро обратиться в стоматологическую клинику, для проведения скорейшей реплантации вывихнутого зуба. Врач-стоматолог проведет санацию лунки, очистит ее от кровяных сгустков и костных обломков. “В руках” проводится депульпирование зуба и его дальнейшая реплантация (зуб помещается обратно в лунку). Следующим необходимым этапом будет шинирование вывихнутого зуба, сроком на 6-8 недель. На это время следует исключить любое механическое воздействие на реплантированный зуб.

Рис. 5 – Полный вывих зуба

Неполный вывих зуба, означает, что зуб поменял свое положение (чаще в вестибуло-оральном направлении), но всё еще находится в лунке. В таких случая тактика следующая: под местной анестезией, врачом-стоматологом производится фиксация зуба в правильное положение, его последующее шинирование и лечение канала. Если правильное положение зуб не займет, по прошествии острой фазы, возможно воздействие на зубной ряд посредством брекет-системы и исправление положения зуба.

Рис.6 – Неполный вывих зуба

Вколоченный вывих. Состояние, когда при вертикальном травматическом воздействии, происходит углубление или так называемое, вколачивание зуба в альвеолу с повреждением тканей пародонта. При этом данный вид вывиха сопровождается значительными болевыми ощущениями и высота вколоченного зуба заметно укорачивается.

Тактика лечения такая же. Зуб необходимо попытаться вернуть на место, шинировать и провести лечение канала, по необходимости.

Рис. 7 – Вколоченный вывих зуба

Реплантация какого-либо вида вывиха невозможна в следующих случаях:

Если же по тем или иным причинам сохранить зуб не удалось, после восстановления целостности костной ткани производится имплантация утерянного зуба. У детей эта манипуляция возможно не ранее 18-ти лет. До этого момента, чаще всего, изготавливается временная конструкция в виде искусственного зуба, который подвешивается на шине к соседним зубам.

Рис. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 – Клинический случай вывиха зуба

Итак, в конце статьи, хотелось бы сказать, что самое главное при острых травмах зубов, своевременная реакция пациента, для того, чтобы повысить шансы сохранения зуба. В отделении эстетической стоматологии Atribeaute Clinique всегда присутствует дежурный врач-стоматолог, готовый оказать необходимую помощь, при возникновении любого из видов острой травмы зуба. И даже при полной занятости клиники, администратор обязательно найдет для вас время, чтобы стоматологи оказали необходимую неотложную помощь.

Лечение травм зубов у детей