Из-за недостатка места зубы могут прорезываться в неправильном положении. Различают несколько видов аномалий положения отдельных зубов.

Вестибулярное положение – когда зуб прорезывается со стороны губы. Чаще всего это случается с клыками на верхней челюсти. Они прорезываются самыми последними на верхней челюсти, и, как правило, для них в челюсти не хватает места.

Оральное положение – когда зуб прорезывается со стороны языка или неба. Это распространенное явление для нижних вторых премоляров (пятых зубов). Эти зубы прорезываются последними на нижней челюсти. Если в зубной дуге не хватает места, нижний премоляр прорезывается в сторону языка.

Супраположение – когда зуб прорезывается ближе к десне, чем соседние. Причина этого чаще всего предшествующая травма данной области или вредная привычка (например, грызение карандаша или ручки, сосание пальца в детстве).

Инфраположение – когда зубы выдвинуты больше, чем соседние (слишком сильно прорезались). Например, на верхней челюсти это случается при отсутствии нижнего зуба (зубов). Верхний зуб в этом случае будет прорезываться до тех пор, пока не встретит сопротивление на своем пути (при отсутствии нижнего зуба – до десны на противоположенной челюсти).

Поворот зуба (ротация, тортоаномалия) – зуб поворачивается вокруг своей оси. Причиной этого является чаще всего недостаток места в зубном ряду – если зуб повернут, он занимает меньше места. Повороты характерны для зубов, корни которых имеют круглое или овальное сечение – им достаточно легко вращаться в костной ткани (это, прежде всего, резцы и клыки).

Транспозиция – этим термином в ортодонтии обозначаются случаи, когда соседние зубы поменялись местами. Например, клык стоит на месте премоляра, а премоляр – на месте клыка. Причина такого беспорядка – неправильная закладка зачатков. Современная ортодонтическая техника в большинстве случаев позволяет вернуть зубы в их истинное положение, если такое перемещение необходимо.

Различные сочетания аномалий положения зубов можно объединить общим понятием – скученность зубов. Если присутствует скученность зубов, их довольно трудно очищать от зубного налета, в результате чего может развиваться кариес. При тесном положении зубов контакты между зубами не оптимальные, и окружающие зуб ткани не получают оптимального кровоснабжения и питания, что негативно сказывается на состоянии костной ткани и десны.

Все виды аномалий положения зубов исправляются в процессе ортодонтического лечения на начальных этапах.

Диастема – промежуток между центральными резцами верхней челюсти. Причинами могут быть сверхкомплектные зубы, короткая уздечка верхней губы, небольшой размер зубов при достаточном развитии челюсти и другие. При желании диастему можно устанить.

Сужение зубного ряда – часто встречающаяся аномалия зубного ряда. Причинами сужения зубных рядов чаще всего являются заболевания ЛОР-органов (ребенок вынужден дышать ртом, в результате чего верхняя челюсть оказывается недоразвитой), мышечные дисфункции и генетические факторы. При сужении зубного ряда улыбка выглядит узкой, присутствуют так называемые «щечные коридоры» - при широкой улыбке выражены темные участки между щеками и зубами. Важно обращать внимание даже на незначительное сужение зубного ряда уже на этапе составления плана ортодонтического лечения, так как нормальная ширина зубного ряда значительно улучшает эстетику улыбки.

Удлинение и укорочение зубного ряда – сопутствует большинству аномалий прикуса. Причины, как и при сужении зубного ряда: мышечные дисфункции, вредные привычки (сосание большого пальца), ротовое дыхание. Слишком длинный или слишком короткий зубной ряд выглядит не эстетично при улыбке и отражается на эстетике лица. При удлиненном зубном ряде верхняя губа выступает чрезмерно вперед, углубляется подбородочная складка. Если зубной ряд укорочен, губа несколько западает.

Исправление прикуса Исправление прикуса

Над статьей работали

Федорова Анастасия Олеговна

Врач стоматолог-ортодонт